Недавно исследовательское агентство Smart Ranking, занимающееся изучением технологических рынков, составило рейтинг крупнейших proptech-компаний России по итогам 2022 года, который продемонстрировал, что рынок инновационных решений в отечественной строительной отрасли в прошлом году столкнулся с серьезными вызовами.
По итогам 2022 года выручка топ-50 proptech-компаний выросла всего на 7,02%, при этом 19 игроков из 50 потеряли по сравнению с 2021 годом от 0,3% до 38% выручки. Главной причиной стала беспрецедентная геополитическая ситуация, с которой Россия столкнулась в начале 2022 года: уход многих международных компаний, которые поставляли решения для сервисов, таких как Autodesk, Microsoft Dynamics, SAP, Oracle и других. Это сильно повлияло на организации, работающие на зарубежном ПО или с применением иностранных решений. Влияние санкций также ощутили поставщики высокотехнологичного оборудования, производить которое стало сложнее из-за трудностей с импортными комплектующими – их потребовалось экстренно заменять. Не стоит снимать со счетов и консервативный характер строительной сферы в целом, что также сдерживает внедрение новых технологий, так как застройщики часто предпочитают использовать прошлый опыт и не экспериментируют, опасаясь неопробованных методов работы, считают авторы рейтинга.
Однако, во многом благодаря поддержке и стимуляции со стороны государства и регуляторов отрасли, индустрия российского proptech продолжает развиваться.
Многие отечественные proptech-компании активно взаимодействует с государством для реализации своих проектов. Форматы сотрудничества могут быть самые разные: прямое финансирование перспективных стартапов, предоставление грантов и субсидий, включение в рамки национальных и ведомственных проектов.
В результате такой поддержки за последние 5 лет рынок proptech вырос более чем в 3,5 раза, говорят аналитики крупнейшего в России разработчика обзоров промышленных и потребительских рынков компания BusinesStat. Тем не менее крупных проектов среди них не так много, на весь рынок в 2021 году пришлось около 20,5 млрд рублей, из которых около половины приходятся на топ-50 компаний. Для сравнения объем мирового рынка proptech в 2022 году, по данным аналитической компании Precedence Research, составил $30,16 млрд. И его стоимость, по прогнозам, вырастет более чем в четыре раза за ближайшие 10 лет, составив к 2030 году $94,20 млрд.
Итоги и лидеры 2022 года
Лидером российского proptech-рынка в 2022-м по версии Smart Ranking стала дочка Газпромбанка компания «Кросс» — калькулятор для застройщиков, позволяющий рассчитать стоимость возведения для всех участников реализации объекта. За год выручка компании выросла на 5,6% и составила 1,69 млрд рублей. Ранее, в 2021 году, первую строчку занимал сервис от госкомпании ДОМ.РФ «Про дома», который помогает найти жилье — теперь он расположился на втором месте с выручкой 1,35 млрд рублей, которая опустилась за год на 18%.
На третьем месте расположился «Юникорн» — разработчик комплексного решения для создания умных ЖК и зданий Ujin. В 2022 году объем выручки компании вырос на 94% и составил порядка 557 млн рублей. Такая ситуация на рынке, вероятно, связана с появлением тренда на внедрение цифрового продукта еще на стадии проектирования и строительства. Застройщики стремятся повысить лояльность своих покупателей даже после реализации проекта, на этапе дальнейшей эксплуатации. Это значит, что они будут стараться улучшать качество жизни в умных многоквартирных домах путем внедрения цифровых сервисов, а также контролировать качество работы управляющей компании с помощью автоматизации управления домами. Строительные компании заинтересованы в том, чтобы иметь возможность полностью контролировать работу управляющих компаний и инженерных систем, то есть видеть, как и с какой скоростью обрабатываются заявки и насколько удовлетворены жители качеством оказываемых услуг.
«Индекс потребительской лояльности (NPS) стал одним из ключевых параметров оценки эффективности. Приоритет и ценность умных технологий для его повышения продолжает расти. Количество девелоперов, которые внедряют смарт-сервисы для своих клиентов, также растет», — так директор «Юникорн» Светлана Перминова прокомментировала причины популярности их сервиса.
Строим будущее сегодня
Какие высокотехнологичные решения необходимы сегодня и будут востребованы производителями и потребителями рынка недвижимости в ближайшие годы?

Хотя рынок недвижимости по-прежнему называется одним из наиболее консервативных, инновационные технологии уже привели к существенному изменению бизнес-моделей и здесь, соглашается Леонид Волох, генеральный директор, соучредитель Lynks Property Management. «На фоне событий последних лет все игроки, включая риелторов, управляющие компании и девелоперов были вынуждены с нуля отстраивать многие процессы, - поясняет он. – Происходящие изменения обусловлены несколькими факторами. Напомню, что основной драйвер внедрения инновационных технологий – это стремление к снижению издержек и удовлетворению клиентских потребностей. Поэтому, с каждым годом уровень инвестиций в проекты proptech будет возрастать».
В последние годы выделились основные технологические тренды, которые будут определять развитие рынка. Главный из них — автоматизация с применением искусственного интеллекта в практически любых процессах. Все процессы становятся все более цифровыми: организации внедряют новые каналы общения с клиентами. Например, управляющие компании применяют омниканальность при обработке запросов арендаторов, внедряют роботизированные решения для распределения заявок на обслуживание. Это позволяет повысить конкурентоспособность, так как многие компании по-прежнему работают с табличными файлами или бумажными документами.
Еще один полюбившийся управляющим компаниям инструмент — QR-коды для обработки запросов. Клиентам достаточно сканировать QR-код, чтобы создать заявку о проблеме. Кстати, эта технология стала популярной после внедрения госструктурами — для быстрого доступа к сертификатам о вакцинации.
Внедрение технологии Интернета вещей (IoT) в процессы управления недвижимостью также активно применяется компаниями. Суть данной технологии заключается в следующем: здания оснащаются сенсорами, которые автоматически выявляют неисправности и передают соответствующую информацию ответственным компаниям. Таким образом, обслуживающим организациям не требуется ждать обращения клиента, чтобы выявить проблему и устранить её, они работают на опережение.
Третий тренд, на который указывает Леонид Волох – это использование дополненной и виртуальной реальности для демонстрации помещений. Технологии, которые позволяют проводить демонстрации объектов недвижимости без необходимости физического присутствия на месте, уже давно нашли своё применение среди застройщиков и риэлторских агентств. К примеру, 3D-технологии активно используются в этих целях уже несколько лет. Однако в последние годы наблюдается рост интереса к удаленной демонстрации недвижимости с использованием дополненной и виртуальной реальности (AR и VR).
Очевидно, что выбор того или иного решения зависит от масштаба бизнеса и его потребностей, поэтому выделить отдельный универсальный инструмент, который будет одинаково хорошо подходить под задачи разных компаний в различных сегментах рынка, сложно, констатирует Мария Ромашина. «Но, если говорить об общем тренде, то стоит отметить именно BI-аналитику – сервисы для сбора, анализа и визуализации больших данных, — продолжает она. — Они помогают улучшить качество управления бизнесом. Например, мы оцениваем операционную эффективность с помощью этих инструментов и гранулируем анализ всех показателей на четырёх уровнях. Только арендаторов мы исследуем через призму 62 различных профилей. Аналитика больших данных, помогает выявлять тенденции различного характера, формировать модели поведения клиентов и на основании этих данных принимать наиболее эффективные бизнес-решения».
BI-аналитики сегодня востребованы как девелоперами, так и ретейлерами.Они помогают создать архитектуру данных – от обработки запросов со стороны внутреннего заказчика и создания подхода к сбору и анализу данных до создания дашбордов и визуализации информации о ключевых бизнес-метриках. Эта работа помогает сократить время и трудозатраты на анализ показателей эффективности работы компаний, и оптимизировать процесс принятие управленческих решений.
Сильнее эффект от внедрения таких систем заметен в работе крупных игроков на рынке: именно им оптимизация аналитики помогает сэкономить любые ресурсы, поскольку объем данных для них исчисляется терабайтами информации и сотнями отчетов.
При правильно спроектированной системе аналитики компания может сократить время на подготовку каждого из отчетов с двух-трех дней до двадцати-тридцати минут, а объем хранилища – на десятки терабайт. Это помогает, во-первых, не тратить лишнее время, а, во-вторых, не раздувать штат аналитиков в компании, что, в конечном счете, приводит к снижению расходов.
В стремлении оптимизировать издержки компании сегодня переходят с модели on premise – локального хранения данных о бизнесе на серверах компании – к гибридным моделям или облачным решениям, при которых данные компании хранятся на мощностях вендора-облачной платформы. По словам Марии Ромашиной, у таких решений есть преимущества: оптимизация затрат за счет продуманной архитектуры работы с данными, высокий уровень безопасности и сохранности информации, а также возможность масштабирования при расширении бизнеса, которую сложно и дорого реализовывать при локальном хранении данных.
«Ну и, конечно же, бум 2023 года – нейросети и искусственной интеллект, — добавляет она. —Попробуйте спросить у нейросети про использование первых девяти технологий в строительстве и управлении и вы точно убедитесь, что эти направления кардинально изменят строительный рынок и будут активно внедряться на всех этапах управления проектами».